В программе:
1. Обучение детей начальной музыкальной грамоте с использованием игровых технологий.
2. Обучение детей игре на свирелях Э.Смеловой.
3. Развитие вокальных навыков и ладотонального слуха.
4. Развитие чувства ритма.
5. Развитие творческих способностей.
6. Детский оркестр: шумовые музыкальные инструменты, гусли, глёкеншпили (металлофоны), ксилофоны, аккордеоны-мини, гитарайки, детская барабанная установка.
Пояснительная записка к Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе подготовки к музыкальной школе
(ДООП) «Раннее музыкальное развитие»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для подготовительного отделения МБУДО МХШ «Радуга» разработана, составлена и апробирована в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», а также в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ № 1014 от 30 августа 2013 г. «об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
В программе также заложены возможности предусмотренного Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования ФЗ от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» возможности формирования у обучающихся первоначальных основ универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Данная рабочая программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 5 до 7,5 лет. Занятия проводятся по 30 мин. Всего 68 занятий в год.
Занятия по данной программе направлены на:
- Подготовку к обучению в музыкальной школе,
- Развитие творческих способностей,
- Формирование личностных эстетических потребностей.
Все компоненты программы подаются в игровой форме. Кроме того, методика проведения занятий по развитию голоса, основанная на фонопедическом методе развития голоса (ФМРГ) по системе Емельянова (1 уровень) и методика обучения игре на «свирелях Э.Смеловой», использующиеся в программе, являются здоровьесберегающими.
Выступления для родителей или открытые уроки для педагогов и родителей предусматриваются планом и являются формой подведения итогов.
Основной формой работы по данной программе является групповое комплексное музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с обучающимися и строится на основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Занятия с детьми дошкольного возраста подразумевают частую смену видов деятельности с обязательным чередованием подвижных и спокойных.
Со 2-го года обучения по данной программе предусмотрены домашние задания в объёме 0,5 час. в неделю, направленные на повторение и закрепление изученного материала, которые также предлагаются в игровой форме в виде выполнения творческих заданий в «Рабочих тетрадях». Данные «Рабочие тетради» являются авторской разработкой преподавателя, составившего программу ДООП «Раннее музыкальное развитие».
Цели и задачи программы
- Обеспечение общего развития детей
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие и практическое освоение музыки;
- формирование желания и развитие интереса к музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на детских и шумовых музыкальных инструментах, ритмопластическом воплощении музыки и импровизации.
- Возможность формирования у обучающихся таких универсальных учебных действий и компетенций как: -освоение позиции слушателя, исполнителя и композитора музыкальных сочинений; первоначальная ориентация на оценку результатов собственной музыкально - исполнительской деятельности; эстетическое переживание музыки, понимание роли занятия музыкой в собственной жизни. приятие музыкально - исполнительской задачи и инструкции педагога. умение воспринимать мнение других о музыке, учитывая их настроение, их эмоции от восприятия музыки; участие в коллективном музицировании, в инсценировках; понимание важности и ответственности за свою деятельность в совместном коллективном исполнительском творчестве; умение контролировать свои действия в коллективной работе. умение читать и использовать простые схематические варианты записи ритма. умение читать и ориентироваться в нотной музыкальной записи. умение соотносить различные произведения по настроению, форме, средствам музыкальной выразительности: темп, динамика, лад, ритм, характер, настроение;
- Выявление и развитие индивидуальных творческих и музыкальных способностей детей:
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности,
- развитие образного и ассоциативного мышления и воображения,
- формирование и развитие музыкальной памяти, ладотонального слуха, певческого голоса.
- развитие творческой активности и самостоятельности;
- Адаптация детей дошкольного возраста к обучению в МБУ ДО ДХШ «Радуга».
- дать учащимся необходимый объем теоретических знаний для последующего обучения музыке.
- содействовать развитию навыков сольного и хорового исполнительства;
- способствовать укреплению здоровья обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является расширенное изучение музыкальной грамоты, что дает возможность обучающимся участвовать в совместном с педагогом музицировании, а также самостоятельно и точно исполнять предлагаемые небольшие мелодии на свирели, металлофоне, детском синтезаторе, гуслях, аккордеонах-мини, гитарайках. Занятие ритмом предусматривает элементарное освоение детской барабанной установки. Обучение детей пению, прежде всего, направлено на расширение примарного диапазона голоса, развитие навыков чистого интонирования и преодоления несоответствия слуха и голоса, часто присутствующее у дошкольников. Этому способствуют и специально подобранные упражнения, устанавливающие навыки понимания высоты звука, впоследствии закрепленные исполнительством на свирели.
Педагогическая деятельность по данной программе согласуется со следующими принципами:
- системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
- предоставление возможности самовыражения, самореализации;
- валеологичность.
Тематическое содержание разделов программы (смотреть)