Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Телефон:
Адрес:
Московская область.
г. Реутов
ул. Котовского 13

Программа подготовительного отделения

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая комплексная учебная программа для подготовительного отделения «Раннее музыкальное развитие»

Для детей 5-6 лет

(срок реализации программы – 2 года)

Занятия проходят 2 раза в неделю в вечернее время по расписанию.

 

 В программе: 

 

1. Обучение детей начальной музыкальной грамоте с использованием игровых технологий.

2. Обучение детей игре на свирелях Э.Смеловой.

3. Развитие вокальных навыков и ладотонального слуха.

4. Развитие чувства ритма.

5. Развитие творческих способностей.

6. Шумовой оркестр. 

Пояснительная записка

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая комплексная учебная программа для подготовительного отделения МБУДО МХШ «Радуга» разработана, составлена и апробирована в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», а также в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ № 1014 от 30 августа 2013 г. «об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».

Нормативные документы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;  
  • Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 №17/59-П ;
  • Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".

 1.  Характеристика и направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей авторской комплексной учебной программы «Ребенок-музыкант. Учение с увлечением»

 Занятия по данной программе, прежде всего, направлены на подготовку к обучению в музыкальной школе, на развитие творческих способностей, формирование личностных эстетических потребностей, на активное и осознанное музыкальное исполнительство обучающихся.  Все компоненты программы подаются в игровой форме. Кроме того, технология проведения занятий по развитию голоса, основанная на фонопедическом методе развития голоса (ФМРГ) по системе Емельянова (1 уровень), и методика обучения игре на «свирелях Э.Смеловой» также являются здоровье-сберегающими. Технологию и методики проведения занятий, в общих чертах, можно охарактеризовать следующим девизом: «Научи развлекая».

 2. Срок реализации программы

Данная рабочая программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 5 до 7 лет. Занятия проводятся  по 30 мин. для детей 5 лет и по 35 мин. для детей 6 лет 2 раза в неделю. Всего 68 занятий.

Выступления для родителей или открытые уроки для педагогов и родителей предусматриваются планом и являются итогом работы и формой подведения итогов за определенный период.       

Таблица 1. (Аудиторная нагрузка)

Год обучения        и возраст         обучающихся

Продолжительность

занятий

Количество занятий

 

Количество часов  в год

 

в неделю

в год

(астрономических)

(академических)

1 год (5 лет)

30 мин.

2

68

34

45

2 год (6 лет)

35 мин.

2

68

39,5

53

Всего аудиторных часов:

73,5

98

 

Таблица 2. (Концертная деятельность)

Год обучения        и возраст         обучающихся

Продолжительность

выступлений

Количество

выступлений в год

 

Количество часов  в год

 

(астрономических)

(академических)

1 год (5 лет)

25-30 мин.

4

2

2,5

2 год (6 лет)

25-30 мин.

4

2

2,5

Всего часов:

4

5

 Таблица 3. (Внеаудиторная деятельность)

Год обучения        и возраст         обучающихся

Продолжительность

занятий

в неделю

Количество

выполняемых

заданий (в год) из расчета 1 в неделю

Количество часов  в год

 

(астрономических)

(академических)

2 год (6 лет)

20 мин.

34

11,3

15

 3.  Объем учебного времени

       Таблица 4. (объем учебного времени в академических часах)

Год обучения

Аудиторная нагрузка

Концертная

деятельность

Домашние     задания

Максимальная учебная нагрузка

1

45

2,5

-

47,5

2

53

2.5

15

70,5

Всего часов:

98

5

15

118

 4.     Формы организации учебной деятельности.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с обучающимися и строится на основе индивидуального подхода. Занятия с детьми дошкольного возраста подразумевают частую смену видов деятельности с обязательным чередованием подвижных и спокойных.

Занятия проходят в едином сценарии. Это:

  1. Занятия-сказки (все персонажи сценария урока, как правило это - герои сказок, взаимодействуют  в зависимости от сюжета).
  2. Занятия-путешествия («путешествие» по сказочному сюжету и преодоление «трудностей»: решение заданий музыкальных викторин).
  3. Занятия-концерты (дети выступают друг для друга, для «любимого сказочного героя», для родителей и т.д.)
  4. Занятие: Урок для любимого сказочного персонажа (ребенок в роли учителя).

          Подобные формы могут занимать как полностью весь сценарий занятия, так и, сочетаясь, его части.

Занятие подразумевает наличие разделов:

- музыкальная грамота и сольфеджио

- пение

- ритмика

- игра на свирели

- пальчиковая разминка

- игра на металлофоне

- шумовой оркестр

 Разделы занятия также подчинены единому сценарию, который и обусловливает их чередование.

 5.     Цели и задачи программы

1)    Обеспечение общего развития детей:

- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие и практическое освоение музыки;

- воспитание  эмоционально-ценностного отношения к музыке как искусству, привитие и формирование художественного вкуса, эстетических чувств и потребностей.

- формирование желания и развитие интереса к музыкальной деятельности.

- овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на детских и шумовых музыкальных инструментах, ритмопластическом воплощении музыки и импровизации.

2)     Возможность формирования у обучающихся таких универсальных учебных действий и компетенций как:

- освоение позиции слушателя, исполнителя и композитора музыкальных сочинений;

- первоначальная ориентация на оценку результатов собственной музыкально - исполнительской деятельности;

- эстетическое переживание музыки,

- понимание роли занятия музыкой в собственной жизни.

       - приятие музыкально - исполнительской задачи и инструкции педагога.

       - умение воспринимать мнение других о музыке, учитывая их настроение, их эмоции от восприятия музыки;

       - участие в коллективном  музицировании, в инсценировках;

       - понимание важности и ответственности за свою деятельность в совместном коллективном исполнительском творчестве;

      - умение контролировать свои действия в коллективной работе.

       - умение читать и использовать простые схематические варианты записи ритма.

       - умение читать и ориентироваться в  нотной музыкальной записи.

       - умение соотносить различные произведения по настроению, форме, средствам музыкальной выразительности: темп, динамика, лад, ритм, характер, настроение;

3)     Выявление и развитие индивидуальных творческих и музыкальных способностей детей:

- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности,

- развитие образного и ассоциативного мышления и воображения,

- формирование и развитие музыкальной памяти, ладотонального слуха, певческого голоса.

- формирование и развитие исполнительских творческих способностей, исполнительской культуры в различных видах музыкальной деятельности;

- развитие творческой активности и самостоятельности;

4)     Адаптация детей дошкольного возраста к обучению в МБУДО ДХШ «Радуга».

- дать учащимся необходимый объем теоретических знаний как необходимого средства для последующего обучения музыке.

- содействовать развитию навыков сольного, ансамблевого и хорового исполнительства;

- сформировать основы вокальной и сценической культуры;

- способствовать укреплению здоровья обучающихся.

- сформировать у наиболее одаренных учеников осознанной мотивации к профессиональному обучению музыке.

 6.     Технологии и методы обучения

 Используемые методы и приемы обучения:

- слуховой (аудиозаписи, рекомендованные для прослушивания дома)

- наглядно-зрительный (видеозаписи, рекомендованные для просмотра дома)

- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

- практический (показ приемов исполнения, импровизация)

- частично-поисковый (проблемная ситуация-рассуждение-верный ответ)

- методические игры

Используемые педагогические технологии:

В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов:

- В.В.Емельянов «Фонопедический метод развития голоса» (I уровень),

- Технология коллективного музицирования «Шумовой оркестр» и «Оркестр К.Орфа».

- Технология «Обучение музыкальной грамоте в игровой форме».

- Технология «Поющая свирель».

- Авторская технология Е.Ю. Палант "Ребенок-музыкант. Учение с увлечением" (Система домашних заданий. Рабочая тетрадь для 2 года обучения)

 7.     Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность:

 Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена, прежде всего тем, что грамотное и и выразительное исполнение музыки обучающимися напрямую зависит от степени сформированности у них эмоционального опыта и эстетических потребностей. Из этого следует, что ученика необходимо  увлечь музыкой как искусством в самом начале пути, сформировать потребность в творчестве и музыкальном исполнительстве, и только потом решать те или иные образовательные задачи, оттачивать исполнительскую технику и достигать чистоты интонации в пении. То есть за несколько лет до музыкальной школы сформировать ребенка-музыканта с начальным эмоциональным и исполнительским опытом, имеющего потребность в занятиях музыкой, понимающего  и любящего её. При таком подходе, уже к семи годам ребенок полностью готов к музыкальной школе, обучен азам теории, готов совершенствовать свои исполнительские возможности, стремясь передать внутреннее содержание произведения. Он имеет представление как подбирать мелодию по слуху, импровизировать, сочинять, слышит и чувствует ритм и пульсацию, читает ноты, быстро запоминает мелодию и стремится чисто ее интонировать.

Начиная с  пятилетнего  возраста,  детям в игровой форме преподается музыкальная грамота, занятия которой включают в себя  упражнения с использованием болгарской «ступицы» (музыкальной лесенки). С пяти лет дети готовы к усвоению темы: «звук и цвет», занятия по которой направлены на установление и закрепление ассоциации между высотой звука и цветом, что в немалой степени способствует в будущем лучшему запоминанию местоположения ноты на нотном стане и развитию слуха. С этого возраста дети готовы к восприятию на слух и визуально на клавиатуре тонов и полутонов, а также к пониманию значения знаков альтерации. С этого же возраста дети активно обучаются игре на свирелях и металлофонах. С 6-ти лет детям предлагаются простейшие музыкальные диктанты (выкладывание мелодии при помощи вырезанных  нот на специальном лото), а также система "домашних заданий" в специально подготовленных  авторских «рабочих тетрадях».

Обучение детей пению, прежде всего, направлено на овладение примарным диапазоном, развитие навыков чистого интонирования и улучшение координации слуха и голоса. Этому способствуют специально подобранные игровые методы и упражнения, направленные на запоминание высоты звука, а также опыт музицирования, полученный  в игре на свирели. Ребенок осознанно интонирует, упражняет голосовой и слуховой аппарат для достижения чистоты высотного соответствия звука.

Занятия шумовым оркестром  помогает детям  в ощущении и развитии чувства ритма, а также прививают навык ансамблевого  исполнительства, что также помогает становлению юного музыканта, развивает и подготавливает его к коллективному творчеству - хоровому пению.

Эти  упражнения помогают  развить  в ребенке чувство ритма, эмоциональность,  образное восприятие музыки. Также упражнения прекрасно помогают почувствовать форму музыкального произведения, осознать ее части, характер каждой из них, а в конечной цели способствуют осознанию  музыки как искусства. Цель таких упражнений – создание композиций в которых присутствуют и несложные элементы ритмико-танцеального плана, и элементы шумового оркестра и пение, то есть присутствуют все возможные элементы эмоционально-практического воплощения музыки, доступные ребенку.

Новизна данной программы еще и в том, что дети учатся восприятию музыки как способу общения с окружающим миром. Одна из тем «Звучащий мир» дает возможность практического освоения музыкальности как свойства присущего всему окружающему. Эта концепция, раскрытая в педагогическом творчестве К. Орфа, также находит широкое практическое применение в данной программе.

Основным девизом программы можно назвать следующую пропедевтическую концепцию: прежде чем учить ребенка музыке как искусству, надо сформировать эстетическую потребность в занятиях ею.

  8. Отличительная особенность программы.

 Отличительной особенностью данной программы является то, что несмотря на исключительно игровые приемы и методы проведения занятий, она нацелена на углубленное изучение начальной музыкальной грамоты, что дает возможность обучающимся осознанно участвовать в совместном с педагогом музицировании, самостоятельно читая ноты и точно исполняя предлагаемые небольшие мелодии на свирели и металлофоне, что, в свою очередь, также дает возможность обучающимся постепенно, без психологического напряжения, сформировать необходимые навыки для дальнейшего успешного обучения. 

Для активизации познавательной деятельности в данном направлении в программу включён компонент  «Поющая свирель». На этих занятиях используется специально разработанная и адаптированная для детской руки «свирель Э.Смеловой» с комплектом нот. В то же время, работа со свирелью  предполагает не только освоение нотной грамоты, навыков самостоятельного и коллективного музицирования (даже при недостаточном начальном овладении нотной грамотой), но также и развитие вокальных способностей, развитие ладотонального и ритмического слуха, обеспечивает расширение кругозора, формирует навыки чтения нотного текста, обеспечивает углубленное изучение предмета, а также направлено на оздоровление и укрепление всего организма.

Свирель, имея нежный тембр, звучащая в диапазоне удобном для детского голоса, приучает слух ребенка к высоте того или иного звука, что способстует формированию абсолютного слуха, также тренирует голосовой аппарат и память. Используя всего лишь три аспекта дыхания: легкое протяжное, легкое короткое и сильное протяжное, можно с успехом говорить о формировании основных показателей правильного певческого дыхания. Среди них можно назвать и умение исполнять более протяженные звуки, а также умело и бережно расходовать дыхание в процессе пения. Всё это дает возможность педагогу ускорить у обучающихся процесс формирования и укрепления красивого певческого голоса.

Таким образом, весь комплекс программы подготовительного отделения "Раннее музыкальное развитие" направлен на формирование необходимых навыков для успешного обучения в музыкальной хоровой школе.

 

 

 

 

 

 

Объявления

Рис-ок1

План мероприятий по независимой оценке качества образовательной деятельности

Опрос на сайте АСОУ по независимой оценке качества образовательной деятельности www.noko-mo.ru/