Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая комплексная учебная программа для подготовительного отделения «Раннее музыкальное развитие»
Для детей 5-6 лет
(срок реализации программы – 2 года)
Занятия проходят 2 раза в неделю в вечернее время по расписанию.
В программе:
1. Обучение детей начальной музыкальной грамоте с использованием игровых технологий.
2. Обучение детей игре на свирелях Э.Смеловой.
3. Развитие вокальных навыков и ладотонального слуха.
4. Развитие чувства ритма.
5. Развитие творческих способностей.
6. Шумовой оркестр.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая комплексная учебная программа для подготовительного отделения МБУДО МХШ «Радуга» разработана, составлена и апробирована в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», а также в соответствии с Приказом Минобрнауки РФ № 1014 от 30 августа 2013 г. «об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Нормативные документы:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
- Закон Московской области «Об образовании» от 11.07.2013 №17/59-П ;
- Приказ Минобрнауки РФ № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам".
1. Характеристика и направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей авторской комплексной учебной программы «Ребенок-музыкант. Учение с увлечением»
Занятия по данной программе, прежде всего, направлены на подготовку к обучению в музыкальной школе, на развитие творческих способностей, формирование личностных эстетических потребностей, на активное и осознанное музыкальное исполнительство обучающихся. Все компоненты программы подаются в игровой форме. Кроме того, технология проведения занятий по развитию голоса, основанная на фонопедическом методе развития голоса (ФМРГ) по системе Емельянова (1 уровень), и методика обучения игре на «свирелях Э.Смеловой» также являются здоровье-сберегающими. Технологию и методики проведения занятий, в общих чертах, можно охарактеризовать следующим девизом: «Научи развлекая».
2. Срок реализации программы
Данная рабочая программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст детей от 5 до 7 лет. Занятия проводятся по 30 мин. для детей 5 лет и по 35 мин. для детей 6 лет 2 раза в неделю. Всего 68 занятий.
Выступления для родителей или открытые уроки для педагогов и родителей предусматриваются планом и являются итогом работы и формой подведения итогов за определенный период.
Таблица 1. (Аудиторная нагрузка)
Год обучения и возраст обучающихся |
Продолжительность занятий |
Количество занятий
|
Количество часов в год
|
||
в неделю |
в год |
(астрономических) |
(академических) |
||
1 год (5 лет) |
30 мин. |
2 |
68 |
34 |
45 |
2 год (6 лет) |
35 мин. |
2 |
68 |
39,5 |
53 |
Всего аудиторных часов: |
73,5 |
98 |
Таблица 2. (Концертная деятельность)
Год обучения и возраст обучающихся |
Продолжительность выступлений |
Количество выступлений в год
|
Количество часов в год
|
|
(астрономических) |
(академических) |
|||
1 год (5 лет) |
25-30 мин. |
4 |
2 |
2,5 |
2 год (6 лет) |
25-30 мин. |
4 |
2 |
2,5 |
Всего часов: |
4 |
5 |
Таблица 3. (Внеаудиторная деятельность)
Год обучения и возраст обучающихся |
Продолжительность занятий в неделю |
Количество выполняемых заданий (в год) из расчета 1 в неделю |
Количество часов в год
|
|
(астрономических) |
(академических) |
|||
2 год (6 лет) |
20 мин. |
34 |
11,3 |
15 |
3. Объем учебного времени
Таблица 4. (объем учебного времени в академических часах)
Год обучения |
Аудиторная нагрузка |
Концертная деятельность |
Домашние задания |
Максимальная учебная нагрузка |
1 |
45 |
2,5 |
- |
47,5 |
2 |
53 |
2.5 |
15 |
70,5 |
Всего часов: |
98 |
5 |
15 |
118 |
4. Формы организации учебной деятельности.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с обучающимися и строится на основе индивидуального подхода. Занятия с детьми дошкольного возраста подразумевают частую смену видов деятельности с обязательным чередованием подвижных и спокойных.
Занятия проходят в едином сценарии. Это:
- Занятия-сказки (все персонажи сценария урока, как правило это - герои сказок, взаимодействуют в зависимости от сюжета).
- Занятия-путешествия («путешествие» по сказочному сюжету и преодоление «трудностей»: решение заданий музыкальных викторин).
- Занятия-концерты (дети выступают друг для друга, для «любимого сказочного героя», для родителей и т.д.)
- Занятие: Урок для любимого сказочного персонажа (ребенок в роли учителя).
Подобные формы могут занимать как полностью весь сценарий занятия, так и, сочетаясь, его части.
Занятие подразумевает наличие разделов:
- музыкальная грамота и сольфеджио
- пение
- ритмика
- игра на свирели
- пальчиковая разминка
- игра на металлофоне
- шумовой оркестр
Разделы занятия также подчинены единому сценарию, который и обусловливает их чередование.
5. Цели и задачи программы
1) Обеспечение общего развития детей:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие и практическое освоение музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке как искусству, привитие и формирование художественного вкуса, эстетических чувств и потребностей.
- формирование желания и развитие интереса к музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в музыкально-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на детских и шумовых музыкальных инструментах, ритмопластическом воплощении музыки и импровизации.
2) Возможность формирования у обучающихся таких универсальных учебных действий и компетенций как:
- освоение позиции слушателя, исполнителя и композитора музыкальных сочинений;
- первоначальная ориентация на оценку результатов собственной музыкально - исполнительской деятельности;
- эстетическое переживание музыки,
- понимание роли занятия музыкой в собственной жизни.
- приятие музыкально - исполнительской задачи и инструкции педагога.
- умение воспринимать мнение других о музыке, учитывая их настроение, их эмоции от восприятия музыки;
- участие в коллективном музицировании, в инсценировках;
- понимание важности и ответственности за свою деятельность в совместном коллективном исполнительском творчестве;
- умение контролировать свои действия в коллективной работе.
- умение читать и использовать простые схематические варианты записи ритма.
- умение читать и ориентироваться в нотной музыкальной записи.
- умение соотносить различные произведения по настроению, форме, средствам музыкальной выразительности: темп, динамика, лад, ритм, характер, настроение;
3) Выявление и развитие индивидуальных творческих и музыкальных способностей детей:
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности,
- развитие образного и ассоциативного мышления и воображения,
- формирование и развитие музыкальной памяти, ладотонального слуха, певческого голоса.
- формирование и развитие исполнительских творческих способностей, исполнительской культуры в различных видах музыкальной деятельности;
- развитие творческой активности и самостоятельности;
4) Адаптация детей дошкольного возраста к обучению в МБУДО ДХШ «Радуга».
- дать учащимся необходимый объем теоретических знаний как необходимого средства для последующего обучения музыке.
- содействовать развитию навыков сольного, ансамблевого и хорового исполнительства;
- сформировать основы вокальной и сценической культуры;
- способствовать укреплению здоровья обучающихся.
- сформировать у наиболее одаренных учеников осознанной мотивации к профессиональному обучению музыке.
6. Технологии и методы обучения
Используемые методы и приемы обучения:
- слуховой (аудиозаписи, рекомендованные для прослушивания дома)
- наглядно-зрительный (видеозаписи, рекомендованные для просмотра дома)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично-поисковый (проблемная ситуация-рассуждение-верный ответ)
- методические игры
Используемые педагогические технологии:
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов:
- В.В.Емельянов «Фонопедический метод развития голоса» (I уровень),
- Технология коллективного музицирования «Шумовой оркестр» и «Оркестр К.Орфа».
- Технология «Обучение музыкальной грамоте в игровой форме».
- Технология «Поющая свирель».
- Авторская технология Е.Ю. Палант "Ребенок-музыкант. Учение с увлечением" (Система домашних заданий. Рабочая тетрадь для 2 года обучения)
7. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность:
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена, прежде всего тем, что грамотное и и выразительное исполнение музыки обучающимися напрямую зависит от степени сформированности у них эмоционального опыта и эстетических потребностей. Из этого следует, что ученика необходимо увлечь музыкой как искусством в самом начале пути, сформировать потребность в творчестве и музыкальном исполнительстве, и только потом решать те или иные образовательные задачи, оттачивать исполнительскую технику и достигать чистоты интонации в пении. То есть за несколько лет до музыкальной школы сформировать ребенка-музыканта с начальным эмоциональным и исполнительским опытом, имеющего потребность в занятиях музыкой, понимающего и любящего её. При таком подходе, уже к семи годам ребенок полностью готов к музыкальной школе, обучен азам теории, готов совершенствовать свои исполнительские возможности, стремясь передать внутреннее содержание произведения. Он имеет представление как подбирать мелодию по слуху, импровизировать, сочинять, слышит и чувствует ритм и пульсацию, читает ноты, быстро запоминает мелодию и стремится чисто ее интонировать.
Начиная с пятилетнего возраста, детям в игровой форме преподается музыкальная грамота, занятия которой включают в себя упражнения с использованием болгарской «ступицы» (музыкальной лесенки). С пяти лет дети готовы к усвоению темы: «звук и цвет», занятия по которой направлены на установление и закрепление ассоциации между высотой звука и цветом, что в немалой степени способствует в будущем лучшему запоминанию местоположения ноты на нотном стане и развитию слуха. С этого возраста дети готовы к восприятию на слух и визуально на клавиатуре тонов и полутонов, а также к пониманию значения знаков альтерации. С этого же возраста дети активно обучаются игре на свирелях и металлофонах. С 6-ти лет детям предлагаются простейшие музыкальные диктанты (выкладывание мелодии при помощи вырезанных нот на специальном лото), а также система "домашних заданий" в специально подготовленных авторских «рабочих тетрадях».
Обучение детей пению, прежде всего, направлено на овладение примарным диапазоном, развитие навыков чистого интонирования и улучшение координации слуха и голоса. Этому способствуют специально подобранные игровые методы и упражнения, направленные на запоминание высоты звука, а также опыт музицирования, полученный в игре на свирели. Ребенок осознанно интонирует, упражняет голосовой и слуховой аппарат для достижения чистоты высотного соответствия звука.
Занятия шумовым оркестром помогает детям в ощущении и развитии чувства ритма, а также прививают навык ансамблевого исполнительства, что также помогает становлению юного музыканта, развивает и подготавливает его к коллективному творчеству - хоровому пению.
Эти упражнения помогают развить в ребенке чувство ритма, эмоциональность, образное восприятие музыки. Также упражнения прекрасно помогают почувствовать форму музыкального произведения, осознать ее части, характер каждой из них, а в конечной цели способствуют осознанию музыки как искусства. Цель таких упражнений – создание композиций в которых присутствуют и несложные элементы ритмико-танцеального плана, и элементы шумового оркестра и пение, то есть присутствуют все возможные элементы эмоционально-практического воплощения музыки, доступные ребенку.
Новизна данной программы еще и в том, что дети учатся восприятию музыки как способу общения с окружающим миром. Одна из тем «Звучащий мир» дает возможность практического освоения музыкальности как свойства присущего всему окружающему. Эта концепция, раскрытая в педагогическом творчестве К. Орфа, также находит широкое практическое применение в данной программе.
Основным девизом программы можно назвать следующую пропедевтическую концепцию: прежде чем учить ребенка музыке как искусству, надо сформировать эстетическую потребность в занятиях ею.
8. Отличительная особенность программы.
Отличительной особенностью данной программы является то, что несмотря на исключительно игровые приемы и методы проведения занятий, она нацелена на углубленное изучение начальной музыкальной грамоты, что дает возможность обучающимся осознанно участвовать в совместном с педагогом музицировании, самостоятельно читая ноты и точно исполняя предлагаемые небольшие мелодии на свирели и металлофоне, что, в свою очередь, также дает возможность обучающимся постепенно, без психологического напряжения, сформировать необходимые навыки для дальнейшего успешного обучения.
Для активизации познавательной деятельности в данном направлении в программу включён компонент «Поющая свирель». На этих занятиях используется специально разработанная и адаптированная для детской руки «свирель Э.Смеловой» с комплектом нот. В то же время, работа со свирелью предполагает не только освоение нотной грамоты, навыков самостоятельного и коллективного музицирования (даже при недостаточном начальном овладении нотной грамотой), но также и развитие вокальных способностей, развитие ладотонального и ритмического слуха, обеспечивает расширение кругозора, формирует навыки чтения нотного текста, обеспечивает углубленное изучение предмета, а также направлено на оздоровление и укрепление всего организма.
Свирель, имея нежный тембр, звучащая в диапазоне удобном для детского голоса, приучает слух ребенка к высоте того или иного звука, что способстует формированию абсолютного слуха, также тренирует голосовой аппарат и память. Используя всего лишь три аспекта дыхания: легкое протяжное, легкое короткое и сильное протяжное, можно с успехом говорить о формировании основных показателей правильного певческого дыхания. Среди них можно назвать и умение исполнять более протяженные звуки, а также умело и бережно расходовать дыхание в процессе пения. Всё это дает возможность педагогу ускорить у обучающихся процесс формирования и укрепления красивого певческого голоса.
Таким образом, весь комплекс программы подготовительного отделения "Раннее музыкальное развитие" направлен на формирование необходимых навыков для успешного обучения в музыкальной хоровой школе.